Компьютерные игры - бывают ли они полезными?

В качестве новогоднего подарка мне бы хотелось написать о компьютерных играх. :) Я знаю, что «компьютерные игры» - это жупел, страшилка, которой пугают молодых мам. Иногда кажется, что собственного ребенка, увлекшегося компьютерными играми, родители начинают воспринимать как зеленого мерцающего гуманоида: он им НЕПОНЯТЕН. Вот только что был такой свой, теплый, понятный: хотел мороженого и радовался мультику про Винни-Пуха. И вдруг: чужой, отстраненный,  организм прилип к мыши, на экране что-то мелькает, и эмоции  такой силы!!!.... которых мы не разделяем и не можем разделить...

А почему, собственно, не можем-то? :) Почему бы не поиграть с ним вместе? :). Пусть нечасто. Пусть не во все. Есть еще печальная правда:  далеко не все компьютерные игры даются взрослым так же легко, как детям. Там, где нужна мгновенная реакция и мельчайшие стереотипные движения, связанные с динамикой персонажа на экране, мы детям проигрываем по определению. Но не все игры такие. Некоторые просто созданы для игры родителей вместе с детьми, в процессе такой игры ребенка можно научить массе полезных вещей!


Я хочу рассказать про один тип игр, на который мы «подсели» с десятилетней дочкой. Это квесты (загадки) закрытой комнаты (или здания).  Такой тип игр не дает детям «естественного» преимущества, он требует весьма зрелого исследовательского поведения, использования стратегий и уверенного владения массой психологических орудий. Во всем этом взрослый явно лидирует, позволяя ребенку следовать за своей мыслью и учиться думать эффективно. С другой стороны, в ряде квестов свежий, «незамыленный» взгляд ребенка на привычные предметы и структуры, нестандартные ассоциации и неожиданные идеи могут подтолкнуть к решению задач, в которых затруднится взрослый.  Когда моя дочь находит такой невероятный ход, и он срабатывает, а я кричу, что она гений!!! – мотивация ее на дальнейшие игры со мной в компании просто зашкаливает... 

Сейчас многие скажут: «Я просто не люблю играть в компьютер». :) У меня сразу вопрос: а что, в кубики или детский конструктор вы играть, страшных роботов собирать,  – любите? Или делать с чадом уроки за пятый класс по математике? Или вообще выслушивать в третий раз вялый неудовлетворительный пересказ «Муму»? Это вам дико нравится, да? Увы-увы, родительство не сахар. А в компьютер как минимум любит играть оно - чадо. Учить любым полезностям удобнее всегда через ЛЮБИМУЮ деятельность. Учеба не обязана быть отвратительной.  Учение не обязано сопровождаться натужным преодолением лени или скуки. Так бывает, но не надо стремиться обобщить это на все случаи полезных занятий с ребенком. Самое эффективное и быстрое обучение всегда веселое, и происходит оно в процессе хохота и удовольствия.

Кроме того, я думаю, что хотя бы кому-то одному из родителей понравятся компьютерные игры, если он только попробует :). Рискните.


А я о квестах закрытой комнаты.

Вот так, например, может выглядеть комната-квест.  Что такое квест? В первую очередь, это игра, в которой не надо ничего делать быстро. В ней, при помощи простого клика мышки, можно приближаться к - и удаляться от - стен и\или мебели, брать в руки некоторые предметы, проделывать с ними некоторые манипуляции. Ошибка не приведет ни штрафу, ни к концу игры: просто загадка, которую вы разгадывали, останется неразгаданной, и вам придется начинать сначала.

Ваша задача – найти способ выйти из комнаты. Обычно там присутствует запертая дверь (иногда даже не одна), но далеко не всегда именно дверь ведет к желанной свободе. За этими дверьми могут быть ванная, кухня, шкаф или другие комнаты, а выход приходится искать куда более экзотический.

Я видела квесты, где в результате разгадывания цепи загадок, с потолка спускается лестница, открывается потайная стена, как на картинке справа, где игрок в конце манипуляций получает крюк-кошку и канат, при помощи которых преодолевает стену в саду, и даже в одном случае найденный парашют дает возможность разбить окно пентхауза тяжелым предметом и выпрыгнуть на улицу. :)

В одном из волшебных квестов, где надо было выпустить из конюшни лошадь, ворота так и остались закрытыми, а лошадь, в результате двух манипуляций с колдовскими зельями, сначала превратилась в единорога, а потом отрастила крылья и улетела на луга Парнаса :) - на рисунке слева  этот улетающий Пегас.

Нередко финал хорошего квеста почти не предсказуем. Почти, потому что с опытом :) научаешься распознавать мелкие признаки той или иной тенденции, да и авторы хороших квестов все известны, и у каждого свои любимые фишки.


Игрок должен внимательнейшим образом осмотреть комнату. При первичном осмотре обнаруживается:

- некоторое количество предметов, которые можно взять и использовать в дальнейшем (палки, монетки,  отвертки, молотки, ножи, спички, чайники, игральные кости и тэдэ, иногда даже какой-то ключ находятся с самого начала в свободном доступе где-то в углу;  

- некоторое количество предметов, которые взять нельзя, но манипулировать которыми можно (водяные краны, газовые горелки, вентили неизвестного назначения,  двигающиеся по дивану подушки, поднимающиеся жалюзи, включающиеся лампы, и тэпэ);

На картинке видна фигурка-треугольник, найденная под ковром. Ее взять можно, мяч – нельзя, его можно только откатить.

- некоторое количество кодовых замков на ящиках, дверцах и сундучках – некоторые с понятным  типом ввода (цифры, буквы, цвета, углы-кнопки на качающейся картине, собирающиеся паззлы, клавиши рояля), а некоторые с не очень понятной (например, сетка слепых клавиш, или ряд колокольчиков на веревочке,  или невнятный контур непонятно под что);

  - некоторое количество возможных подсказок (открывающиеся книги и тетради со схемами и записями, записки в углах, разная высота объектов (картины, свечи), разный цвет украшений (свечи, шары на елке, бусы),  статуэтки в разных позах, надписи в неожиданных местах, и так далее.

На двух картинках тут вы видите простенький цветовой замок и ЧАСТЬ подсказки кода для этого замка, расположенная в другом углу комнаты.

Задача – следуя от загадки к загадке, от подсказки к подсказке, расшифровать коды, открыть замки, найти ключи и новые коды и открыть новые замки, и так до тех пор, пока не найдется последний ключ и  выход.


Подумайте, как полезно чаду при первичном осмотре места боев наблюдать за тем, что называется «зрелым исследовательским поведением»! ВАШИМ, родительским поведением... Вы научите отпрыска действовать по разумному плану, не пропуская и не упуская ничего.

Вы осмотрите комнату, пройдете внимательно по всем ракурсам, осмотрите замки и ящики, соберете все доступные предметы, и научите ребенка обращать внимание на то, как сама ПРОГРАММА помогает вам играть.

- какие из ракурсов и крупных объектов доступны для приближения, ибо это важная характеристика игры: то, к чему нельзя приблизиться, не содержит ничего существенного;

Аппликация на стене позволяет подойти к себе очень близко, значит, она чем-то важна; однако пока не известно, что это:  замок или часть подсказки...

- есть ли в комнате места, недоступные для приближения по «логическим» причинам, но которые могут стать досягаемыми после нахождением определенных предметов, например: приставные лестницы или двигающиеся стулья делают доступными верхние полки шкафов, длинные палки и прутья позволяют ворошить дальние углы под диваном и доставать до потолочных балок, если часть комнаты огорожена решеткой – где-то наверняка найдется рычаг для подъема этой решетки, и так далее;

Вот, к примеру, в этой комнате есть привинченная к стене лестница; после ее открепления становятся доступными верхние стеллажи.

- некоторые программы при клике на кодовый замок предупреждают игрока, если ключ-код-шифр-подсказка к этому замку еще не найден;

На картинке слева виден буквенный замок с таким предупреждением.

- многие  программы уничтожают или затеняют предметы, которые уже использованы игроком и больше ему не понадобятся;

На картинке справа видно, что, например, нож в «панели инструментов» затенен, так как уже использован.

- если программа не позволяет увеличивать (приближать) найденные предметы, значит, она не предусматривает возможность их модификации (например, возможность разобрать отвертку на два фрагмента, или добавить батарейки в фонарик), - а если позволяет, то такую возможность надо учитывать;

- если программа не позволяет приближать один из взятых предметов и брать в руки другой, значит, она не поддерживает взаимодействие между предметами. Если позволяет – следует внимательно думать, как каждый найденный предмет может сочетаться с уже имеющимися...

Тут на картинке добавление батареек в дверной пульт, то есть, совмещение на крупном плане двух предметов.

Смотрите, какой роскошный тренинг для познавательных стратегий и исследования контекста задачи ! :). Все, что ребенок в этот момент узнает от вас, все, чему он научится, будет не просто воспринято – ВПИТАНО с огромным воодушевлением! :)

А ведь это только начало.


Квесты дают обалденные, потрясающие, несравненные возможности для тренировки такого важнейшего психологического орудия, как КОДИРОВАНИЕ и для достижения высочайшего уровня гибкости в манипуляциях с различными структурами данных.  

Представьте себе, что у вас в комнате обнаруживаются замки самых разных видов: некоторые требуют четыре римские цифры, некоторые – правильной установки часовых стрелок, другие – нажатия на кнопки (выбор из 9 штук) неизвестно сколько раз и неизвестно в какой последовательности, в третьи надо ввести слово или набор букв, в четвертых – выбрать из набора четыре силуэта зверей в правильной последовательности, или цветные геометрические фигуры, или выставить несколько рычагов в правильное положение, или сложить паззл в определенную геометрическую фигуру, или... или.... Я видела массу интересных вариантов этих загадок.  Вот тут на картинках: фигурный замок, замок стран света, замок-паззл...

 

 

 

 

 

И вокруг вас множество возможных «подсказок», только вы не знаете, является ли то, что вы видите, действительно подсказкой, и если да, то К КАКОМУ ИМЕННО КОДОВОМУ ЗАМКУ это подсказка. Далеко не всегда все так просто, как в случае, когда узор на стенном ковре предлагает последовательность четырех цветов, а один из замков комода требует ввести именно цветную последовательность.

Хэллоуиновский квест на картинках, где на кнопках замка изображены ведьмы-привидения, и можно выбрать стрелку одного из четырех направлений, а за окном как раз в этот момент летит слева направо ведьма, или снизу вверх привидение :), - это тоже ОЧЕНЬ простой случай! :)

Придумано и реализовано множество усложнений:

 - буквы обозначают числа  - порядок по алфавиту, или числа обозначают буквы - согласно их порядку по алфавиту или в определенных словах (именно такой тип шифра описан в классическом романе Эко «Имя розы» - помните, "четвертый в конях"? :))

-  в случайном слове зашифрованы первые буквы названий животных, цветов, направлений (например, слово NEWS = север, восток, запад, юг :));

- на последовательность фигур кода указывает одна подсказка, а на их цвет  - другая;

- чтобы «увидеть» геометрическую подсказку, необходимо мысленно совместить две картины на разных стенах;

- некоторые буквы в перевернутом виде оказываются цифрами;

- направления компаса «переводятся» в численные значения через циферблат часов;

- и так далее без конца, вот перед вами три довольно простых варианта «частичных»  подсказок: названия нот в разном цвете, коллекция ракушек, рисунок цепочки следов... Еще угадай поди, к каким замкам эти подсказки...

 

 

 

 

 

Шанс решить достаточно сложный квест имеет только человек (или команда :)), умеющий манипулировать модальностями (цифровой, буквенной, пространственной, цветовой, фигурной и тэпэ), комбинировать известные условия (тип замка) с возможными интерпретациями подсказок, вычленять общее, связывающее внешне совсем разные структуры воедино... Эти интеллектуальные умения трудно переоценить. И все это вы можете преодолевать ВМЕСТЕ с ребенком, поддерживая друг друга, помогая друг другу, исследуя гипотезы друг друга, восхищаясь нетривиальными идеями друг друга... 

Мы с дочкой, когда играем, замираем иногда ненадолго в тишине, а потом она поворачивается ко мне и лукаво спрашивает:

 - Ты думаешь то, что я думаю?

Это у нас соревнование такое :).


Но если в кодировании и манипуляциях со структурами и модальностями первенство взрослого все-таки неоспоримо, то когда идет речь о манипуляциях с предметами, дети нас сильнее, уверяю вас.  

Несложно догадаться, что если найдена отвертка, где-то что-то надо отвинтить, а если есть газовая горелка, то скоро найдутся спички, зажигалка или свеча. 

Однако бывают задачи куда менее тривиальные. Мне, скажем, никогда бы в голову не пришло, что получить из белых носков розовые можно посредством утопления их в стакане розового вина :) (на картинке), и когда моя дочь это проделала, я не могла опомниться (и закрыть разинутый рот) несколько минут.  Знаете, она была счастлива. Я думаю, даже без «дозаправки», этого счастья хватит ей еще на несколько недель вдохновенных игр со мной во все, что мне в голову взбредет :). А мне взбредет...

 Я и сама многому у нее научилась. В том же квесте, после победной окраски носков, именно я сообразила, что превратить игрушечного медведя в зайца можно при помощи брючной вешалки в шифоньере:  мы подвесили его за уши, и уши оттянулись :).  

Тут работает очень важная функция соотнесения задач и средств. Легко догадаться, как соотносятся лимон и нож, не так просто – как соотносятся камин с дровами, свечка, и старые газеты в мусорнице (я, например, не догадалась, догадалась дочка, которая на Лаг-Ба-Омер ежегодно жжет костры и печет пастилу на шампурах).  Но догадаться, что осколки старой шестерни нужны для того, чтобы сложить их вместе и заменить шестерню новую, или применить статуэтку для оттягивания кармашка на стене, чтобы открылся тайный ящичек, или сообразить, что воду в аквариуме надо посолить, чтобы из него вылез охраняющий ключ осьминог, - это, знаете ли, СОВСЕМ не просто. :)

И когда на моих глазах дочка пристраивает необычно выглядящий ключ в качестве головы к безголовой кукле (на картинке), и это срабатывает! – оооо, какая вам еще нужна мотивация? У них в этом возрасте НА НАС мотивация, на «конкретных других» - родителей, на наше одобрение; и этот мой восторг, и недоумение, и упавшую челюсть, - да она за это все отдаст еще сто пятьдесят раз!... :)

Поэтому квесты так привлекательны для совместной игры детей и родителей. Они нас восхищают и этим наслаждаются,  - а мы их учим, причем учим важным вещам, которые впитываются ими жадно, страстно, с разинутым ртом, только давай, давай, еще, еще!!!

«Мама, это же код! Сейчас, сейчас... Я найду, к чему... Я помню! Это тут! ... Вот, тут тоже девять кнопок!!! ... Я сама!....»


А еще приходится тренировать память (задействуются записи: рисуются таблицы, фиксируются найденные данные), умение учитывать сразу много источников информации  - потому что квест всегда многокомпонентен, он развивается сразу по нескольким линиям, которые перекрещиваются, влияют друг на друга, задерживают друг друга, если та или иная задача не решена....  Приходится принимать во внимание причинно-следственные связи, потому что не всегда сразу понятно, к чему привело то или иное действие игрока. (Если вы открыли вентиль во дворе, где-то, видимо, потекла вода, а где?)  

Вообще, разнообразие квестов позволяет не только просветить ребеночка относительно кучи механических и физических законов (испарение воды приводит к запотеванию стекла – видны буквы, если в чайник налить воду - шарик выскочит из его носика, отвертки бывают плоские и крестовые для разных типов крепежа, луч света преломляется в стеклянной призме, и так далее), но и вполне обстоятельно рассказать о ряде интересных исторических эпох и событий: существуют квесты про легендарный замок Авалон (на картинке) и про гробницу Тутанхамона,  про масонские тайны и про античные храмы, про пожар в Риме и пиратские корабли, и даже про тот самый средневековый монастырь из «Имени розы»... :) Конечно, я рассказывала ребеночку, откуда и почему такой антураж,  какие предметы были в данную эпоху – а каких не было, и когда их изобрели... И все это слушалось с воспринималось с жадностью и удовольствием, потому что было правильным «соусом» к совместной деятельности, - а это дорогого стоит...


Ну а если станет совсем трудно, и «застрянете» - ко ВСЕМ квестам есть в сети подсказки, обычно вообще «видеопрохождение». Подсказки надо дозировать. Как только вы получили ОДИН намек, нужно немедленно вернуться и пробовать играть дальше самим. Но вот что интересно: я, в процессе нашего увлечения, обнаружила некоторое – очень небольшое – количество квестов, где решение тех или иных загадок показалось мне некорректным или неоднозначным. И я считаю, что на это тоже имеет смысл указать ребенку: не всякая задача задана правильно, и не всякую имеет смысл решать, этого я тоже касалась уже в более серьезных текстах.  Там же рассказано подробно, почему это важно.


Можно считать, что этот новогодний текст – продолжение моего любимого «заниматься ерундой». Потому что, конечно, по большому счету, квесты – это ерунда.  Но заниматься ерундой не вредно. Заниматься ерундой полезно, даже ОЧЕНЬ полезно, - если заниматься разумно и заниматься вместе :).

Советую попробовать, вам понравится :). Вот два сайта квестов закрытой комнаты, которые мне пока нравятся больше всего:

http://www.tomatea.com/index.php - попроще

http://neutralxe.net/esc/index.html - сложные и красивые

А еще я бы обратила внимание на игры от TeraLumina и Kotorinosu.

С Новым годом, дорогие друзья.

Поддержать проект

 

Если материалы сайта кажутся вам полезными, и вы заинтересованы в том, чтобы их как можно скорее стало больше, вы можете поддержать эту деятельность финансово.

Перевести деньги можно через систему PayPal. Обратите, пожалуйста, внимание: чтобы перевести деньги один раз, НЕ НУЖЕН свой собственный счет на PayPal! Достаточно иметь кредитную карточку.